Одежда боярская XVII в. Утренний ?елковый кафтан
|
Хотя в надписи одежда сия и названа утренним летним кафтаном, но, вероятнее, она принадлежит к ферезям. Ферезь была мужской и женской одеждой; сходная с ней у греков встречается, «исподнее платье», по переводу Гнедича, «риза»; по Рейфу, «ферез» происходит от турецкого — «плащ». В старину у русских нарядные сарафаны назывались ферезями, кои были теплые и холодные. Покрой и меру ферези так описывает нам Кроильная книга с 7139-го по 7146 г.: «Скроены Государю ферези тафта ала виницейска, взята с Казеннаго двора, длина ферезем два ар?ина, ?ирина в плечех ар?ин с вер?ком, в подоле ?ирина три ар?ина два вер?ка, рукава длина полтора ар?ина, в корени восемь вер?ков, в запястье ?ирина три вер?ка». ?з этого видно, что ферезь разнилась от кафтана станом и рукавами, кои у ней были бористые, в корени ?ире, а к запястью уже. Ферези теплые и холодные заменяли кафтаны, кои, как известно из Кроильных книг, бывали становые, ездовые, верхние и нижние, дождевые, с на?ивками торочковыми, ?елковыми, с золотом. Они укра?ались завязками с кистьми и образцами, или кругами, кои низаны были по бархату жемчугом и дорогими каменьями. К ним пристегивались аламы, или воротники, стоячие и лежачие.
Опись дома?нему имуществу царя ?оанна IV показывает, что ферези покупались у татар, ?иты были из камки бурской и кизылба?ской, т.е. персидской, переделывались нередко из платна, равно и кафтаны с рукавами из ферезей. Указом 19 февраля 1680 г. повелено «в Господские и в Владычни праздники и в празднества нарочитых Святых и Государевых выходов боярам, окольничим, думным и ближним людем, стольникам, стряпчим, дворянам Московским быть в золотных и в бархатных и в объяринных ферезях». Ферезь иногда надевалась сверх доспеха; рукава у нее были прорезные и длиннее, чем у зипуна и кафтана. В Кроильной книге они показаны длиной 1 1/2 ар?ина, а сама ферезь длиной 2 ар?ина, ?ириной в плечах 1 ар?ин 1 вер?ок, в подоле ?ириной 3 ар?ина 2 вер?ка.
|
|